Из истории микрорайона «Бытха»

Аватар пользователя Газета Сочи

Бытха - гора (300 м над уровнем моря), микрорайон в Хостинском районе г. Сочи. По архивным источникам, картографическим данным, хранящимся в Музее истории города-курорта Сочи, на склонах горы Бытха сотрудниками музея были зафиксированы неоднократные находки подъемного (случайного) археологического материала (каменные орудия труда, фрагменты керамики, пряслица, наконечники копий, стрел и др.), относящегося к эпохе палеолита, неолита, раннего, развитого и позднего средневековья. Обнаруженные предметы являются памятниками истории и культуры. Древнейшие люди появились в интересующем нас районе еще в нижнем палеолите - так называется начальный период древнекаменного века. Они проникли сюда примерно 100 тысяч лет назад через Колхиду (Западная Грузия) из Малой Азии (территория Турции)...

 

 

Территория современного города-курорта Сочи имеет богатую историю, которая своими корнями уходит вглубь веков и тысячелетий. Свидетелями этого далекого прошлого являются разнообразные памятники археологии, охватывающие широкий хронологический диапазон - от первых следов появления здесь человека (палеолит) до позднего средневековья включительно.

 

Известно, что в эпоху средневековья территория Бытхи была густо заселена аборигенным населением и являлась серединной частью приморской Убыхии. Убыхи, пёх, апёх (самоназвание), асадзуа (абхазск.), убух, абадза (адыгск.) - коренное население Черноморского побережья Кавказа. Убыхи - это основное этническое название народа, под которым он известен источникам первой половины XIX в.

 

 

В литературе этого периода для обозначения приморского населения, в том числе убыхов, изредка употреблялись собирательные термины абаза, абадза и, гораздо чаще, черкесы.Черкесский (адыгский) язык, по свидетельству очевидцев, был на побережье языком межэтнического общения. Горные убыхи сохраняли в быту свой собственный убыхский язык. Ученые относят его к абхазо-адыгской(западнокавказской) ветви северокавказской языковой семьи. Точная численность убыхов неизвестна. Убыхское общество было классовым, феодальным, с большим наличием патриархальных черт. Оно подразделялось  на несколько сословий.

 

 

Самой многочисленной группой убыхского населения были свободные общинники. Высшим слоем убыхского общества являлась знать, для обозначения которой в русской литературе использовалось понятие «дворяне». Известно более двух десятков убыхских сообществ, одно из них - Легутай проживало в районе Бытхи. Мифология коренных жителей сохранила легенды о «священной горе Быттхы».

 

 

По легендам на горе около семи дубов, где пробивался из-под земли родничок, находилось вместилище богини у6ыхов, предстающей в образе мифической птицы, ее называли «Бытха». Скульптура богини была высечена из камня, ногти и клюв изготовлены из серебра, а золотые пластинки изображали глаза. В свидетельствах путешественников прошлых времен так же упоминается убыхская птицеголовая богиня Бытха. Согласно этим свидетельствам в недрах горы Бытха есть пещера, в которой находилось святилище этой богини.

 

 

По этническим преданиям убыхи - красивый, богатый и воинственный народ, даже женщины умели скакать на коне и рубить шашками не хуже мужчин. Они красиво одевались в дорогие одежды, а оружие украшали серебром и драгоценными камнями.

 

 

Богатые хозяйства высокая культура земледелия были у народа. Убыхи разводили сады, виноградники, держали скот, верховых лошадей , коров, овец, пчел. Селились в нагорной части, а в долинах сеяли сорго, ячмень, просо, кукурузу. С июля по октябрь, когда свирепствовал на побережье малярийный комар, всё население уходило в горы на альпийские луга и перегоняли туда стада животных.

 

 

По легендам богиня Бытха тоже улетала горы в этот период времени года. В сказаниях Нартского эпоса Тха часто принимает образ птицы. Кроме того, одни из волшебных персонажей Нартского эпоса – летающие существа называемые бгэжи. Бг(э) – высь, высота; ж – старый, древний. То есть бгэж – древний обитатель (покоритель) высоты, то есть попросту птица. Таким образом, Бгытха – Тха в образе птицы, птичий Тха. В различных сказаниях Нартского эпоса Тха может изображаться как в мужском, так и в женском роде.

 

 

По поводу происхождения названия «Бытха» существует несколько версий. Исследователь Меретуков К.Х. выводит этимологию этого топонима из адыгского языка, он предполагает, что Быттхы состоит из быты - «кривой» и тхы- «хребет» («Горбатый или же кривой хребет»). В народе бытует название «кривая гора», и произносится это название как Бытха или Битха. Ворошилов В.И. считает, что местность эта находится в срединной части приморской Убыхии и вполне логичным будет выводить этимологию этого топонима на основе убыхского языка. Слово тха (тхи) означает «спина», «хребет», но лишь в анатомическом понимании.Бии или би по-убыхски означает «овца».

 

 

В таком случае топоним Бытха (или Битха) переводится как «спина овцы». Смыслу такого перевода соответствует и профиль горы при взгляде на нее со стороны моря.Инал-Ипа Д. переводит топоним Бытха на основе абхазского как Камень Быта (Быт йхахэ), где Быт - родовое имя.

 

 

По известным политическим причинам убыхи и другие коренные народы в середине XIX в. покинули Черноморское побережье Кавказа (махаджирство). Долгое время гора Бытха представляла собой лесной массив. В конце XIX- начале XX вв. приморские склоны горы были застроены виллами, дачами привилегированной части населения Сочинского округа, возник дачный поселок под названием «Благодать». В советское время здесь развернулось интенсивное строительство санаторных объектов. Часть склона в непосредственной близости от моря занимает целый ряд сочинских санаториев. В 1980-е годы здесь был введен в строй значительный жилищный комплекс, и образовался жилой микрорайон Бытха.__

 

Автор А.В. Гусева    Музей истории города-курорта Сочи